Йога Сутры Патанджали ( АУДИО КНИГА, Комментарии Вадима Запорожцева)

“ЙОГА-СУТРЫ”  ПАТАНДЖАЛИ

Автор: Патанджали

Комментарии,трактовка: Вадим Валерьевич Запорожцев

материал отредактировал и опубликовал: Марк Топский

Школа: Анандасвами

Глава первая. О СОСРЕДОТОЧЕНИИ

1-5 сутры

Ом, поклонение Ганеше!

Да  защитит  вас  тот,  кто  оставив  свою извечную форму,

владычествует над миром [живых существ],  различными  способами

выказывая  [ему  свое]  благорасположение,  уничтоживший  [всю]

совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со  множеством

уст  и  прекрасным  капюшоном, творец всеведения, змеиная свита

которого [направляет] к вечному  блаженству,  он,  божественный

змей  с  белой  незапятнанной  кожей,  дарующий сосредоточение,

пребывающий в сосредоточении.

1. Итак, наставление йоге.

2. Йога есть прекращение деятельности сознания.

3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме.

4. В других случаях – сходство с деятельностью [сознания].

5.  Пять  видов  деятельности  [сознания]:  загрязненные и

незагрязненные.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 13,8 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/01_lec_yspch1v1-5.mp3

6-12 сутры

6. Истинное    познание,    заблуждение,    ментальное

конструирование, сон и память.

7.  Истинное  познание – [это] восприятие, умозаключение и

авторитетное свидетельство.

8.  Заблуждение  есть  ложное  знание,  основанное  не  на

собственной форме [реального объекта].

9.   [Ментальное]   конструирование  лишено  референции  и

проистекают из вербального знания.

10.   Сон   есть  [специфическая]  деятельность  сознания,

опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний].

11.   Память   есть   сохранение  (букв.  “неутрачивание”)

прошлого опыта.

12.  Их  прекращение  [достигается]  благодаря  практике и

бесстрастию.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 38,5 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/02_lec_yspch1v6-12.mp3

13-20 сутры

13. Из   них   практика  есть  [непрерывное]  усилие  по

сохранению устойчивости сознания.

14.  Но  она  становится прочно укорененной [только тогда,

когда] ее придерживаются  в  течение  длительного  времени  без

перерыва и с [должным] вниманием.

15. Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того,

кто свободен  от  влечения  к  чувственным  объектам  и  целям,

освященным традицией.

16.  Оно  –  высшее,  [когда]  благодаря постижению Пуруши

исчезает влечение к гунам.

17. [Оно] – сознательное, поскольку сопровождается формами

избирательности, рефлексии, блаженства и самости.

18. Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только]

формирующие факторы,  предваряется  практикой,  обусловливающей

прекращение [деятельности сознания].

19.    [Бессознательное   сосредоточение],   обусловленное

существованием,  [бывает]  у  бестелесных  и   растворенных   в

первопричине существ.

20.  У  других  [существ  бессознательному сосредоточению]

предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 20,2 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/03_lec_yspch1v13-20.mp3

21-28 сутры

21.У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение]

– в непосредственной близости.

22.  Но  и  в  этом  случае  тоже [имеется] различие ввиду

слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].

23.   Или   же   [сосредоточение  достигается]  вследствие

упования на Ишвару.

24.  Ишвара  есть  особый Пуруша, не затронутый аффектами,

кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] “следами”.

25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных.  [Он]

26.  Учитель  также  и  древних, ибо он не имеет временных

различий.

27. Его [вербальное] выражение – священный слог Ом.

28. [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его

объекте.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 19,7 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/04_lec_yspch1v21-28.mp3

29-35 сутры

29.  Отсюда  –  постижение  истинной  сущности сознания, а

также устранение препятствий.

30.  Болезнь,  апатия,  сомнение,  невнимательность, лень,

невоздержание,  ложное  восприятие,  неспособность   достижения

[какой-либо]  ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности

[при сосредоточении] – эти отвлечения суть препятствия.

31.  Страдание,  уныние,  дрожь  в  теле,  вдохи  и выдохи

сопутствуют рассеяным [состояниям сознания].

32. в целях их устранения – практика с одной сущностью.

33.   Очищение   сознания  [достигается]  культивированием

дружелюбия,  сострадания,  радости   и   беспристрастности   по

отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.

34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.

35.  Либо  же [сверхчувственная] деятельность относительно

[соответствующих]  объектов  при  своем  возникновении  [также]

вызывает ментальную стабильность.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 20,1 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/05_lec_yspch1v28-35.mp3

36-44 сутры

36. Либо беспечальная и лучезарная…

37.   Или  же  созерцание,  имеющее  объектом  [тех,  кто]

свободен от желаний.

38.   Или   же   [сознание],  опирающееся  на  восприятие,

[полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.

39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.

40. Его могущество [распространяется на все] – от атома до

величайших [объектов].

41.   Сосредоточение  есть  состояние  “окрашенности”  тем

[объектом], на  который  [сознание]  опирается,  [то  есть]  на

субъект  познания,  на  познание  и  на  объект познания, когда

развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным

камнем.

42.    Здесь    сосредоточение   “с   умозрением”   лишено

отчетливости ввиду различия между словом, объектом и  понятием.

43.  Недискурсивное  [сосредоточение  есть такое состояние

сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти  и  как  бы

лишенное собственной формы, проявляет только объект.

44.    Таким   же   образом   объяснены   рефлексивное   и

нерефлексивное [сосредоточения], имеющие “тонкий” объект.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 19,9 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/06_lec_yspch1v36-44.mp3

45-51 сутры

45.   Свойство   быть   “тонким”  объектом  имеет  [своим]

ограничителем “отсутствие  признака”  [как  исходное  состояние

первопричины].

46.   Именно   они,  [такие  виды  концентрации],  и  есть

сосредоточение, обладающее семенем.

47.   При   искусности  в  нерефлексивном  [сосредоточении

возникает] внутреннее спокойствие.

48. Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] “несущей

истину”.

49.  [Мудрость  эта]  ввиду специфики своей направленности

имеет иной объект нежели мудрость,  [обретенная]  на  основании

услышанного или на основании логического вывода.

50.  Формирующий  фактор,  порожденный  такой [мудростью],

является препятствием для других формирующих факторов.

51.   При   устранении   и   этого  [формирующего  фактора

наступает]   сосредоточение,   “лишенное   семени”,   ибо   вся

[деятельность сознания] прекращена.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 20,2 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/07_lec_yspch1v45-51.mp3

Глава вторая. О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]

1-5 сутры

1. Подвижничество,  самообучение,  упование на Ишвару  есть  йога

действия.

2. [Она предназначена] для развития [способности]  сосредоточения

и для ослабления аффектов.

3. Неведение,  эгоизм,  влечение,  враждебность, жажда жизни суть

пять аффектов.

4. Неведение является  полем  для  следующих  за  ним  [аффектов,

пребывающих]   в  дремлющем,  ослабленном,  прерванном  или  полностью

развернутом [состояниях].

5. Неведение есть постижение вечного,  чистого, счастья, атмана в

невечном, нечистом, страдании, не-атмане.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 20,3 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/08_lec_yspch2v1-5.mp3

6-9 сутры

6. Эгоизм  есть  [кажущаяся] тождественность обеих способностей –

[чистого] видения и инструмента видения.

7. Влечение неразрывно связано с наслаждением.

8. Враждебность неразрывно связана со страданием.

9. Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 15,1 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/09_lec_yspch2v6-9.mp3

10-16 сутры

10. Эти  [аффекты]   в   “тонком”   состоянии   устраняются   при

свертывании [деятельности сознания].

11. Их  функционирование  должно   быть   устранено   посредством

йогического созерцания.

12. Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может

ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.

13. При  наличии  корня  созревание   [скрытой   потенции   кармы

обусловливает]   форму   существования,   продолжительность   жизни  и

жизненный опыт.

14. Ввиду  обусловленности  добродетелью  или  пороком  они имеют

[своим] результатом наслаждение [или] страдание.

15. Поистине,   для   мудрого   все   есть   страдание   –  из-за

подверженности непрерывному изменению,  беспокойства, следов [прошлых]

впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.

16. Еще не наступившее  страдание  [есть  то,  что]  должно  быть

устранено.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 20,3 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/10_lec_yspch2v10-16.mp3

17-21 сутры

17. Соединение видящего и видимого есть причина того,  что должно

быть устранено.

18. Видимое обладает природой ясности,  деятельности  и  инерции,

[оно]  по  своей  сути  – “[великие] элементы” и органы чувств и имеет

объектом опыт и освобождение.

19. Специфическое,  неспецифическое,  только признак и отсутствие

признака суть формы [развертывания] гун.

20. Зритель  есть  не что иное,  как способность видения;  хотя и

чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания.

21. Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 20,3 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/11_lec_yspch2v17-21.mp3

22-25 сутры

22. Хотя оно исчезло для того,  кто осуществил [свою] цель, но не

исчезло для других – в силу свойства быть общим.

23. Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того,

что   есть]   способность   быть  собственностью  и  способность  быть

господином.

24. Его причина – неведение.

25. Избавление есть отсутствие соединения  вследствие  отсутствия

[неведения]; это – абсолютная обособленность Видящего.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 17,3 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/12_lec_yspch2v22-25.mp3

26-32 сутры

26. Средство избавления – неколебимое различающее постижение.

27. Его мудрость предельного уровня – семи видов.

28. При    устранении     нечистоты     вследствие     применения

[вспомогательных]  средств  йоги  свет  знания  [распространяется]  до

различающего постижения.

29. Самоконтроль,     соблюдение    [религиозных]    предписаний,

[йогические] позы,  регуляция дыхания,  отвлечение  [органов  чувств],

концентрация  [на  объекте],  созерцание  и  сосредоточение – [таковы]

восемь средств [осуществления] йоги.

30. Самоконтроль   –  [это]  ненасилие,  правдивость,  честность,

воздержание и неприятие даров.

31. [Они]    не   ограниченные   кастой,   местом,   временем   и

обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] “Великий

обет”.

32. Соблюдение  [религиозных]  предписаний   –   [это]   чистота,

удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 19,3 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/13_lec_yspch2v26-32.mp3

33-39 сутры

33. Ложные помыслы [служат] препятствием,  [следует] развивать их

противоположности.

34. Ложные помыслы о насилии и прочем – совершенном,  побужденном

к совершению [или] одобренном,  – возникшие вследствие жадности, гнева

[или] заблуждения,  [бывают] слабыми,  средними и  сильными  [и  имеют

своими]  неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания;  поэтому

[необходимо] культивировать их противоположности.

35. При  утверждении  [йогина]  в  ненасилии  в  его  присутствии

исчезает враждебность.

36. При  утверждении  в  истине  действие  и результат становятся

зависимыми [от него].

37. При  утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к

йогину].

38. При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.

39. При  твердости   в   неприятии   даров   [возникает]   полное

просветление относительно [всех] “почему”, связанных с рождением.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 17,7 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/14_lec_yspch2v33-39.mp3

40-51 сутры

40. Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному  телу

и нежелание контакта с другими.

41. Чистота  саттвы,  ментальное   удовлетворение,   концентрация

[сознания], контроль органов чувств и способности самонаблюдения.

42. Вследствие   удовлетворительности   [становится    возможным]

обретение высшего счастья.

43. Вследствие  устранения  нечистоты  благодаря   подвижничеству

[обретается] совершенство тела и органов чувств.

44. В результате самообучения [возникает]  связь  с  наставляющим

божеством.

45. Благодаря упованию  на  Ишвару  [обретается]  совершенство  в

[йогическом] сосредоточении.

46. Асана есть неподвижная и удобная [поза].

47. При  прекращении  усилия  [или] сосредоточении на бесконечном

[Асана достигается].

48. Благодаря      ей     прекращается     воздействие     парных

противоположностей.

49. При   нахождении  в  ней  [практикуется]  пранаяма,  то  есть

прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].

50. [Она] проявляется как внешняя,  внутренняя [или как] задержка

[дыхания],  регулируется  по  месту,  времени  и  числу  [и  благодаря

практике становится] длительной и тонкой.

51. Четвертый [вид пранаямы]  превосходит  внутреннюю  и  внешнюю

сферы.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 20,4 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/15_lec_yspch2v40-51.mp3

52-55 сутры

52. Благодаря ей разрушается препятствие для света.

53. И пригодность манаса к концентрации.

54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы

следуют внутренней форме сознания – [это и есть] отвлечение.

55. Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 15,8 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/16_lec_yspch2v52-55.mp3

Глава третья. О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ

1-10 сутры

1. Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте.

2. Созерцание   (дхьяна)   есть   сфокусированность  [однородных]

состояний сознания на этом [месте].

3, Именно  оно,  высвечивающее  только объект [и] как бы лишенное

собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).

4. Три вместе – санъяма.

5. Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости.

6. Ее применение [осуществляется] постадийно.

7. Три – внутренние [в отличие] от предшествующих.

8.   И   они   же  –  внешние  [средства  сосредоточения],

“лишенного семени”.

9. Изменение   [сознания   на   стадии]  остановки,  связанное  с

сознанием в моменты прекращения [его деятельности], есть [не что иное,

как]  ослабление  активных  санскар  и появление санскар в подавленном

состоянии.

10. Его спокойное течение [достигается] благодаря санскаре.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 19,9 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/17_lec_yspch3v1-10.mp3

11-15 сутры

11. Изменение сосредоточения есть прекращение многонаправленности

сознания и возникновение его однонаправленности.

12. И,  наконец,  изменение однонаправленности сознания  –  [это]

тождественность прошедших и возникших познавательных содержаний.

13. Тем самым объяснены  изменения  качественной  определенности,

отличных  признаков  и  условий  [существования]  элементов  и органов

чувств.

14. Носитель, [то есть субстанция], последовательно выступает как

исчерпавшая   себя,   наличная    [или]    невыразимая    качественная

определенность.

15. Различие  последовательности  есть  основание  для   различия

[стадий] изменения.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 15,5 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/18_lec_yspch3v11-15.mp3

16-19 стуры

16. Благодаря  санъяме  на  трех  изменениях  [возникает]  знание

прошлого и будущего.

17. Из-за  ложного  отождествления  слова,  объекта  и   значения

[происходит]  их смешение.  Благодаря санъяме относительно их различия

[возникает] знание звуков, [издаваемых] всеми живыми существами.

18. Благодаря  непосредственному  постижению  санскар [возникает]

знание прошлых перерождений.

19. [Благодаря     непосредственному    восприятию]    содержания

познавательного акта [возникает] знание чужой ментальности.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 19,7 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/19_lec_yspch3v16-19.mp3

20-27 сутры

20. Но не вместе с ее опорой,  поскольку [внешняя опора] не может

выступать объектом его [познания].

21. Благодаря  санъяме  на [внешней] форме тела при устранении ее

способности быть воспринимаемой  в  результате  прекращения  контактов

между органом зрения и светом [возникает] невидимость.

22. Карма [может иметь] непосредственный результат  и  результат,

отодвинутый  во  времени;  благодаря санъяме относительно кармы или на

основании дурных предзнаменований  [возникает]  знание  о  предстоящей

кончине.

23. [Благодаря  санъяме]  на  дружелюбии   и   других   [чувствах

возникают] силы [дружелюбия и прочих чувств].

24. [Благодаря санъяме] на силах [возникают] сила слона и  прочие

[силы].

25. Благодаря   направленности   света    деятельности    [манаса

возникает] знание тонких, скрытых и удаленных [объектов].

26. Благодаря санъяме на Солнце [возникает] знание Вселенной.

27. [Благодаря  санъяме] на Луне [появляется] знание расположения

звезд.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 19,4 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/20_lec_yspch3v20-27.mp3

28-33 сутры

28. [Благодаря санъяме] на Полярной звезде [появляется] знание их

движения.

29. [Благодаря  санъяме]  на  пупочной  чакре [появляется] знание

строения тела.

30. [Благодаря санъяме] на гортани устраняются голод и жажда.

31. [Благодаря  санъяме]  на  черепаховой  трубке   [достигается]

неподвижность.

32. [Благодаря санъяме] на свете  в  голове  [возникает]  видение

сиддхов.

33. А благодаря интуитивному озарению [наступает] все [ведение].

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 14,5 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/21_lec_yspch3v28-33.mp3

34-37 сутры

34. [При санъяме] на сердце [достигается] постижение сознания.

35. Опыт  есть  акт  (или   содержание)   сознания,   в   котором

отсутствует  различение  саттвы  и Пуруши,  абсолютно не смешивающихся

[друг  с  другом],  поскольку  [саттва  определяется]  свойством  быть

объектом для другого.  Благодаря санъяме [на том,  что существует] для

собственной цели, [возникает] знание Пуруши.

36. Из  него возникает [интуитивное] провидение [и паранормальные

способности] слуха, осязания, вкуса и обоняния.

37. Они  являются препятствиями при [йогическом] сосредоточении и

[магическими] “совершенствами” при пробужденном [состоянии сознания].

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 12,7 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/22_lec_yspch3v34-37.mp3

38-44 сутры

38. Вследствие ослабления причины зависимости и постижения образа

действия сознания [становится возможным] его вхождение в другое тело.

39. Вследствие    подчинения    уданы    преодолеваются   [такие]

препятствия,  как вода,  трясина,  колючки и тому  подобное,  а  также

[появляется способность] восхождения [на небо после смерти].

40. Вследствие подчинения саманы [возникает] яркое свечение.

41. Благодаря  санъяме  на  связи  между  органом  слуха и акашей

[возникает] божественное слышание.

42. Благодаря   санъяме   на  связи  между  телом  и  акашей  или

вследствие  сосредоточения  [сознания]  на  легкости,  [как  у   ваты,

возникает способность] передвижения в акаше.

43. Реальная  деятельность  [сознания]  вне   [тела   называется]

Великой бестелесной; благодаря ей устраняется препятствие для света.

44. Благодаря санъяме на грубом, на собственной форме, на тонком,

на присущем и на целеполагании [возникает способность] подчинения себе

“[великих] элементов”.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 18,6 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/23_lec_yspch3v38-44.mp3

45-50 сутры

45. Как  следствие этого – появление [способности] уменьшаться до

размера  атома  и  прочего,   телесное   совершенство   и   отсутствие

противодействия со стороны свойств [“великих элементов”].

46. Телесное совершенство – красота, приятность, сила и твердость

алмаза.

47. Как следствие санъямы  относительно  восприятия,  собственной

сущности,    самости,    присущности   и   целеполагания   [у   йогина

вырабатывается] подчинение органов чувств.

48. А  отсюда  –  быстрота,  как у разума,  бессубстратный опыт и

господство над первопричиной.

49. Способность   абсолютного   господства   над   всеми  формами

существования и способность всеведения [возникает] только у того,  кто

обладает знанием различия между саттвой и Пурушей.

50. Как результат полного бесстрастия даже по  отношению  к  этой

[способности],  когда  разрушены  семена [всех] дефектов,  [возникает]

абсолютное разъединение.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 18,9 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/24_lec_yspch3v45-50.mp3

51-52 сутры

51. В  случае  приглашения  от  [существ],  находящихся на [более

высоких] ступенях [бытия, йогин не должен испытывать] ни тщеславия, ни

радости, так как нежелательная привязанность [может появиться] вновь.

52. Благодаря  санъяме  на  моментах  и   их   последовательности

[возникает] знание, порожденное различием.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 15,7 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/25_lec_yspch3v50-52.mp3

53-55 сутры

53. Благодаря   ему   [достигается    истинное]    знание    двух

тождественных   [объектов],   когда   нельзя  установить  их  различие

относительно   родовой   характеристики,   свойств   и   положения   в

пространстве.

54. Озаряющее, всеобъемлющее, всевременное и мгновенное, – таково

знание, порожденное различием.

55. При схожести чистоты саттвы и Пуруши  [возникает]  абсолютное

обособление.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 3,73 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/26_lec_yspch3v53-55.mp3

Глава четвертая. ОБ АБСОЛЮТНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ

1-4 сутры

1. Совершенные  способности  возникают благодаря [соответствующей

форме] рождения,  лекарственным снадобьям,  [чтению]  мантр,  практике

аскетизма [и] йогическому сосредоточению.

2. [Их] трансформация в другую форму существования [происходит] в

результате восполнения первопричины.

3. Инструментальная причина не является побудителем  производящих

причин,  но  благодаря ей уничтожаются препятствия,  как у земледельца

[при орошении полей].

4. Сотворенные сознания [могут возникнуть] только из самости.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 20,4 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/27_lec_yspch4v1-4.mp3

6-12 сутры

6. Из  этих  [видов  сознания  то,  что]   порождено   йогическим

сосредоточением, не имеет скрытых следов.

7. Карма йогина не белая, не черная; у других [же] – трех видов.

8. Отсюда  проявление  только  тех  бессознательных  впечатлений,

которые соответствуют созреванию плода своей [кармы].

9. [Бессознательные   впечатления],   даже   разделенные   формой

рождения,  пространством и временем,  [находятся] в неразрывной  связи

вследствие однородности памяти и формирующих факторов.

10. И они безначальны, ибо жажда жизни вечна.

11. Поскольку [формирование бессознательных впечатлений] включает

причину,  мотив,  носителя и внешнюю опору,  то при отсутствии таковых

эти [бессознательные впечатления также] отсутствуют.

12. Поскольку качественные определенности различаются по времени,

прошлое и будущее пребывают в своей собственной форме.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 15,6 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/29_lec_yspch4v6-12.mp3

13-17 сутры

13. Они суть проявленные или “тонкие” и наделены природой гун.

14. Самотождественность   объекта   [обусловлена]   единообразием

изменений.

15. При  самотождественности  объекта  [содержание воспринимающих

его] сознаний различны;  поэтому  обе  эти  [реальности]  относятся  к

разным сферам.

16. Кроме того,  объект не зависит от единичного сознания,  [ибо,

если]  он [почему-либо] не может быть познан,  то чем же в этом случае

он будет.

17. Объект   познан   или   не  познан  в  зависимости  от  того,

воздействует ли он на сознание [или не воздействует].

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 15,5 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/30_lec_yspch4v13-17.mp3

18-22 сутры

18. Содержания   деятельности   сознания   всегда   известны   их

господину, ибо свойство изменяться к Пуруше не относится.

19. Оно  не освещает самое себя по причине свойства быть объектом

восприятия.

20. Кроме  того,  обе  они не [могут быть] познаны в одно и то же

время.

21. При [допущении,  что одно содержание сознания воспринимается]

другим  содержанием   сознания,   [возникает   дурная]   бесконечность

понимания понимания и смешение памяти.

22. Чистая энергия сознания,  не передающаяся [объектам], познает

свой собственный разум, принимая его внешнюю форму.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 20,4 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/31_lec_yspch4v18-22.mp3

23-24 сутры

23. Сознание,  окрашенное Зрителем  и  тем,  что  воспринимается,

[становится] всеобъектным.

24. Это   [сознание],   хотя   и    расцвеченное    бесчисленными

впечатлениями,  [существует]  для  Другого,  поскольку  оно  выполняет

соединяющую функцию.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 12,0 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/32_lec_yspch422-24.mp3

25-32 сутры

25. У   видящего   различие   прекращаются  [все]  размышления  о

собственном существовании.

26. Тогда   сознание  растворяется  в  различении  и  тяготеет  к

абсолютному обособлению.

27. В  нем иногда [проявляются] другие содержания,  [порожденные]

формирующими факторами.

28. Избавление от них подобно [избавлению] от аффектов.

29. У того,  кто не привязан и к высшему  постижению,  вследствие

различения  всегда [возникает] йогическое сосредоточение,  [именуемое]

“Облако дхармы”.

30. Благодаря ему исчезают аффекты и карма.

31. И тогда,  при беспредельности знания,  освобожденного от всех

загрязняющих его препятствий,  немногое [остается] из того, что должно

быть познано.

32. В  результате  этого  завершается  последовательное изменение

гун, осуществивших свою цель.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 18,8 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/33_lec_yspch4v25-32.mp3

33-34 сутры

33. Последовательность, понимаемая как конечный предел изменения,

есть противоположность мгновения.

34. Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не

являющихся объектом для Пуруши; оно же – энергия сознания, пребывающая

в самой себе.

для того что бы скачать и послушать комментарии нажмите на ссылку:

размер: 14,2 МБ

http://www.openyoga.ru/audio/Yoga_sutry_Patandjali/YSP/34_lec_yspch4v33-34.mp3

На этом четвертая глава «Об абсолютном освобождении» в ком­ментарии санкхьи к «Йога-шастре» достопочтенного Патанджали [завершена].

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий